Актуально
"Проект, который давно ждали"

"Проект, который давно ждали"

     Проект, который давно ждали 

     Реализуемый в стране федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» является приоритетным для всех. Он в центре внимания, как на самом высшем уровне, так и на местах. О том, как видится его претворение в жизнь, какие механизмы и организации еще в нем задействованы, беседа корреспондента «Региональной России» с первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, президентом Общероссийского конгресса муниципальных образований, председателем правления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления Российской Федерации Виктором КИДЯЕВЫМ. 

     – Виктор Борисович, Конгресс, который Вы возглавляете, является представителем интересов всех типов муниципальных образований на федеральном уровне. Значит ли это, что и в вопросах создания городской комфортной среды Вы оказываете компетентную помощь и поддержку регионам? Как на практике это выражается? 

– Конгресс, действительно, представляет на федеральном уровне интересы всего муниципального сообщества России. Учредителями Конгресса являются советы муниципальных образований всех субъектов Федерации, а также межрегиональные ассоциации муниципалитетов. И всем им мы оказываем методическую, информационную, консультационную поддержку. А учредители Конгресса, в свою очередь, плотно взаимодействуют с региональными властями.  

     Когда в 2017 году на федеральном уровне объявили старт национального проекта «Формирование комфортной городской среды» во всех регионах, мы стали думать: что можем сделать, чтобы замысел Президента – повысить качество жизни людей на всех территориях России – был максимально реализован? 

     Должен отметить, что в федеральную методику заложен замечательный механизм: вовлечение населения в реализацию проектов по благоустройству. На всех этапах – от первоначальной идеи до конечного результата. Этот механизм было бы целесообразно распространить не только на города, но и на все территории, включая сельские. 

     О нем надо подробно рассказывать простым и понятным языком, сложные моменты наглядно представить в схемах. Эту задачу Конгресс выполняет с помощью своего электронного информационного бюллетеня. Он называется «Конгресс муниципалов РФ». 

     Бюллетень выходит два раза в месяц, рассылается по всем советам муниципальных образований и межрегиональным ассоциациям, а они, в свою очередь, направляют его по электронной почте во все муниципальные образования. К бюллетеню прилагаются методические материалы, рекомендации и пособия, которые с 2017 года готовились Минстроем, КБ «Стрелка», фондом «Институт экономики города» и другими экспертными организациями. 

     Мы знаем, что все регионы проводили свои мероприятия в поддержку федерального проекта: семинары, консультации и т.д. Но с нашей помощью муниципалы могли приходить на эти семинары уже предварительно подготовленными и задавать спикерам вопросы по существу. Иными словами, мы помогли регионам сэкономить время на внедрение методологии проекта.  

     – Практика и первые итоги воплощения в жизнь задач по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях показывают повсеместное позитивное восприятие жителями территорий приоритетного национального проекта, инициированного главой нашего государства. Минстроем, другими ведомствами и организациями делается немало. А какова роль Общероссийского объединения (конгресса) муниципальных образований в продвижении задач и целей проекта, внедрении успешных практик?  

     – Должен сказать, что не только жителями, но и всем муниципальным сообществом этот проект был воспринят очень позитивно. В малых городах и исторических поселениях такой проект очень давно ждали: у них очень ограниченные бюджеты, средств на благоустройство, как правило, не хватает, и не хватает годами. А время идет, дороги, тротуары, детские и спортивные площадки разрушаются, больно на это смотреть и не иметь возможности все исправить. 

     Главы малых городов на мероприятиях Конгресса постоянно об этом говорили. Поэтому мы и вынесли эту проблему на заседание Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации. 

     Совет прошел в Кирове 5 августа 2017 года, и Владимир Владимирович Путин нас услышал. Спустя месяц по поводу поддержки малых городов было дано поручение Правительству, нашему Конгрессу, Всероссийскому совету местного самоуправления. Мы представили свои предложения в методологию грантового конкурса для малых городов и исторических поселений. А уже в январе этого года глава государства объявил конкурс. 

     Как и с проектом по формированию комфортной городской среды, Конгресс взял на себя разъяснительную работу: как участвовать в конкурсе, каковы основные этапы, что надо сделать на каждом этапе, с кем и как взаимодействовать… Всю эту информацию мы также распространяли через наш информационный бюллетень. 

     Кроме того, мы провели расширенное заседание президиума Конгресса, на котором представители Минстроя, Минкультуры, Минюста, Минэкономразвития и Минфина рассказали о конкурсе на лучшую муниципальную практику и конкурсе для малых городов и исторических поселений. Это заседание было организовано на площадке «Единой России» по видеоконференцсвязи. В региональных студиях собрались почти 300 человек. 

     Времени на подготовку заявки было отпущено мало, но муниципалитеты с нашей помощью и при поддержке советов муниципальных образований и, конечно, руководителей своих регионов все успели. 

     – Виктор Борисович, насколько действенна помощь Конгресса, консультационная и образовательная поддержка муниципалитетам по поиску внебюджетных средств для воплощения местных идей, участию муниципалитетов в федеральных целевых программах и других проектах с целью развития компетенций на местном уровне?  

     – Уточню, поиск внебюджетных средств для воплощения местных идей – это задача для органов местного самоуправления. И они ее выполняют вместе со своими жителями. Как правило, очень успешно выполняют, если жители действительно участвуют. В законодательстве предусмотрены разные механизмы: грантовая поддержка внебюджетных фондов, самообложение, инициативное бюджетирование, благотворительность. 

     Конгресс не распоряжается деньгами – ни бюджетными, ни внебюджетными. Но у нас есть возможность получать и транслировать информацию из федеральных структур в советы и дальше в муниципалитеты. Этим мы и занимаемся с помощью наших информационных продуктов. Это уже названный бюллетень «Конгресс муниципалов РФ», журнал «Муниципальная Россия», сайт Конгресса okmo.news и страницы в социальных сетях. 

     Второе, что мы можем делать и делаем успешно – это организация и проведение мероприятий. У нас созданы шесть палат по видам муниципальных образований (в отдельную палату выделены региональные столицы) и палата представительных органов. Есть 13 комитетов по актуальным вопросам муниципальной работы. Мы проводим заседания президиума и научно-экспертного совета, 1–2 раза в год общие собрания.  

     Во всех мероприятиях Конгресса участвуют руководители профильных федеральных министерств и заинтересованных комитетов Госдумы, депутаты и эксперты, которых мы привлекли к нашей работе. Участники от муниципалитетов имеют возможность получить рекомендации по участию в федеральных программах или применению законодательства непосредственно от разработчиков, обсудить сложные вопросы и практики друг друга, напрямую внести предложения законодателям. Эта часть работы Конгресса – в очной форме или по видеоконференцсвязи – очень востребована муниципальным сообществом. 

     Число желающих принять участие в наших мероприятиях постоянно растет. Так, 23 июля в Госдуме состоялось заседание комитета по стратегическому развитию, собралось свыше 70 человек. В работе общего собрания 18 мая участвовали делегации из 80 регионов, нам даже пришлось ограничивать численность делегаций, чтобы все смогли разместиться в зале. 

     Еще одно важное направление – выездные мероприятия, совещания в федеральных округах. Там мы вместе с муниципальными сообществами регионов обсуждаем вопросы развития местного самоуправления, применения и совершенствования правовых механизмов. Только за первое полугодие 2018 года состоялись встречи в Брянской, Иркутской и Псковской областях, Санкт-Петербурге, Пермском крае, в Крыму и в Мордовии. 

     Конгресс сегодня наработал весомый инструментарий как для представления муниципальной позиции на федеральном уровне, так и для содействия повышению эффективности муниципальной работы. Мы стремимся использовать все возможности, чтобы помочь муниципалам работать эффективно и во благо жителей России. 

     – Учитывая, что Вы являетесь депутатом Государственной Думы, не могли бы рассказать о новых или предстоящих законодательных инициативах, которые напрямую будут влиять на улучшение работы на местах в вопросах дальнейшего благоустройства комфортной среды в малых городах и исторических поселениях?  

     – Большой федеральный нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения именно в малых городах и исторических поселениях, уже был внесен в Госдуму и принят в прошлом году.  

     После заседания в Кирове президентского Совета по развитию местного самоуправления, где я доложил о существующих проблемах в малых и исторических поселениях, о возможных путях решения, позиция Конгресса была услышана и полностью одобрена на высшем уровне. И в результате сейчас мы уже имеем вступивший в силу закон. 

     Дальше была не менее сложная работа по внесению необходимых изменений в бюджет. Предложения согласовали с Правительством, внесли на рассмотрение, поддержали. Получили важнейшее: на благоустройство малых городов и исторических поселений выделяются финансовые средства. 

     Таким образом, говорить о новых законодательных инициативах конкретно по этой теме пока рано. Сейчас нужно во всех регионах привести в соответствие правовую базу (и на субъектовом, и на местном уровне). Нужно полностью наладить работу по новым правилам во всех муниципальных образованиях. А вот затем, уже опираясь на практику, будем смотреть, какие дальше требуются изменения для поддержки и развития малых городов. 

     В то же время сейчас готовится ряд законопроектов более общего характера, но также затрагивающих интересы муниципальных образований – в том числе малых городов и исторических поселений. Например, это проект дополнения Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в котором предлагается дать возможность владельцам земельных долей продавать их муниципалитету.  

     Сегодня собственник доли земельного участка вправе продать ее или подарить другому владельцу долей, сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянско-фермерского хозяйства. Муниципалитет никак в законе не упомянут. Однако у нас много территорий, где низок спрос на землю, отсутствуют сельскохозяйственные организации и фермеры, то есть потенциальные покупатели. Продать долю собственник не может, земля пустует, сдать ее в аренду или как-то использовать не может муниципалитет. Если местные власти получат право выкупа невостребованные земельные доли, это вернет участки в оборот, будет содействовать росту имущественного потенциала муниципалитетов и, соответственно, повышению их доходов. 

     Другой пример. В соответствии c правилами предоставления субсидий для местных программ формирования современной городской среды одним из главных условий является принятие в регионе закона об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства. В том числе в законе должно быть прописано повышение с 1 января 2021 года административной ответственности лиц, не обеспечивающих благоустройство принадлежащих им объектов. Наша задача на самое ближайшее время – посмотреть, как идет процесс правотворчества, отследить правоприменительную практику. Понять, нет ли необходимости скорректировать федеральное законодательство. 

     Таким образом, работа на федеральном уровне не остановилась. Создание в российских городах и поселениях комфортных условий для жизни людей – это по-прежнему наша приоритетная задача, которую мы будем шаг за шагом решать.

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство экономического развития

Министерство обороны РФ

Минстрой России

Министерство здравоохранения РФ

Министерство образования и науки

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

МАКС 2019

Экспертный совет

Информподдержка