Актуально
«Зеленому» банку зеленый свет

«Зеленому» банку зеленый свет

«Зеленому» банку зеленый свет

 

В России может быть создан специализированный банковский институт, основной задачей которого станет целевое инвестирование в «зеленые» проекты. Речь идет о таких направлениях, как экологическая модернизация, энергосбережение, утилизация отходов, развитие экологически чистого транспорта и экологического строительства, сельское хозяйство и др. Концепцию такого «зеленого» банка подготовила Рабочая группа по экологии и природопользованию Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

 

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской: «Правительство системно и последовательно работает для формирования институтов зеленого финансирования. В частности, сегодня мы самым активным образом взаимодействуем не только с Международным инвестиционным банком, ЮНЕП, но и с Банком России, ВЭБ, рассматривая их как российскую площадку. Особое внимание уделяем возможности внедрения зеленых облигаций – водных бондов. Сейчас очень активно прорабатываем этот механизм, опираясь в том числе на зарубежный опыт».

 

По состоянию на середину 2017 года мировой рынок «зеленых» облигаций оценивался более чем в 150 млрд долларов, а банковские «зеленые» кредиты и государственное финансирование составили по различным оценкам около 1-1,5 трлн долларов. В то же время согласно прогнозу Standard&Poor’s переход к экологически более чистой экономике может занять 15 лет и потребовать 16,5 трлн долларов, или 1,1 трлн долларов в год. Согласно оценкам правозащитной организации Ceres и консалтинговой компании BNEF до 2020 года в мире в целом доля банков в долговом финансировании «зеленых» инвестиционных проектов вырастет до 64%.

 

Предполагается, что в России «зеленый» банк будет создан как банк со 100%  участием государства, что даст возможность кредитоваться на международных рынках по ставке для суверенных заемщиков. На первом этапе для решения административно-хозяйственных вопросов и начала ведения кредитной деятельности предполагается выделение государственной субсидии в размере 50-70 млрд рублей для внесения в уставной капитал банка. Дальнейшая деятельность банка будет осуществляться за счет привлечения заемных средств на российском и международном рынках капитала, выполнения функций компании-оператора государственных средств, а также оказания нефинансовых услуг.

 

Наиболее оперативный способ привлечь финансирование для расширения деятельности банка – это эмиссия «зеленых» облигаций, отмечают в Экспертном совете. «Зеленые» облигации – стандартные корпоративные долговые ценные бумаги, средства от эмиссии которых направляются на финансирование «зеленых» проектов и отчетность по которым требует более широкого раскрытия информации.

 

«На начальном этапе функционирования привлечение средств за счет эмиссии «зеленых» облигаций является наиболее предпочтительным. Дело в том, что такие ценные бумаги активно приобретаются международными институциональными инвесторами и институтами развития, которые являются основными провайдерами «длинных» денег. Кроме того, «длинные» деньги наиболее востребованы при осуществлении  «зеленых проектов», – поясняет руководитель Рабочей группы по экологии и природопользованию Экспертного совета при Правительстве РФ Рашид Исмаилов.

 

Ко всему прочему, привлечение зарубежных инвесторов в российские «зеленые» проекты путем продажи им «зеленых» облигаций банка станет и своеобразной защитой от возможных санкций, которые могут быть инициированы зарубежными партнерами скорее по политическим, чем по экономическим причинам, рассчитывают в Экспертном совете. Участие международных институтов развития в проектах повысит качество и привлекательность проектов для иных частных инвесторов. Потенциальный объем привлеченных кредитов от иных зарубежных финансовых организаций «зеленым» банком с учетом российских нормативных ограничений, по оценкам экспертов, может достигать 200-250 млрд рублей к 2020 году.

 

«Зеленый» банк будет предоставлять полный перечень банковских и иных финансовых услуг с «зеленой» ориентацией: стандартные банковские кредитные продукты по финансированию «зеленых» проектов; прямые и опосредованные инвестиции; синдицированное кредитование. В соответствии с нормативами Банка России максимальная сумма «зеленых» кредитов, гарантий и поручительств, выданных «зеленым» банком, может составить около 350-430 млрд рублей к 2020 году. Таким образом, с учетом привлеченных средств общий кредитный портфель «зеленого» банка может достигать размера 600-730 млрд рублей. А с учетом возможностей по привлечению софинансирования от сторонних инвесторов общий объем «зеленых» инвестиций в экономику России может достигать 1,5-2 трлн рублей до 2020 года, отмечают в Экспертном совете.

 

Потенциал «зеленого» финансирования по линии наилучших доступных технологий в возобновляемые источники энергии и в проекты по энергоэффективности эксперты оценивают в 150-200 млрд рублей ежегодно по каждому направлению. Потенциал «зеленого» финансирования по линии инвестиций в предприятия мусоропереработки оценивается в 150-250 млрд рублей, по линии «зеленого» строительства – в 100-110 млрд рублей. Суммарный объем «зеленых» инвестиций, необходимых бизнесу, как полагают в Экспертном совете, составит 3,5-4,1 трлн рублей к 2020 году, из которых 20% придется на портфельные инвестиции «зеленого» банка.

           

Помимо прочего, «зеленый» банк должен будет взять на себя функции национального «зеленого» аналитического центра. Эта структура займется анализом «зеленых» проектов и оценкой их рисков, сбором статистической информации по «зеленым» проектам и «зеленым» инструментам, просветительской работой в рамках развития рынка «зеленого» финансирования, а также будет осуществлять международную деятельность.

 

Банк должен стать ключевым звеном системы «зеленого» финансирования, потребность в котором в стране постоянно растет. Такая система должна решить две задачи – расширить доступность финансовых средств для инвестирования в «зеленые» проекты и повысить инвестиционную привлекательность этих проектов, а также в целом усовершенствовать функцию рынка капитала по распределению ресурсов и обслуживанию реального сектора экономики. Разработка системы «зеленого» финансирования рассматривается как составная часть национальной стратегии развития. «Зеленое» финансирование подразумевает использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности по улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов. Оно должно способствовать качественному изменению и модернизации целых отраслей, определению новых целевых показателей на продукцию и технологические процессы в соответствии с новыми нормами и технологическими возможностями. Продукты, технологии, услуги, которые не будут удовлетворять целевым показателям и требованиям, могут лишиться перспектив выхода на западные рынки и не смогут конкурировать с импортными аналогами на российском рынке. В рамках продвижения «зеленого» финансирования в профессиональном сообществе «зеленый» банк станет своеобразной «витриной», которая будет демонстрировать, чем привлекательны «зеленые» проекты и каким образом можно в них финансировать.


Журнал "Региональная Россия", №9 / 2017

 

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство экономического развития

Министерство обороны РФ

Минстрой России

Министерство здравоохранения РФ

Министерство образования и науки

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

МАКС 2019

Экспертный совет

Информподдержка