Актуально
Image description 24.01.2019

Образование. Наука: регионы

     Выполнение крупного проекта привлечет в экономику региона больше 400 млн рублей 

     В конце 2018 года научно-исследовательская лаборатория Самарского университета поставила первую опытную партию виброопор для новых отечественных локомотивных дизелей ДМ-185. С 2019 года ими планируется оснащать все дизели этой серии, а со временем высокооборотные двигатели заменят морально устаревшие силовые установки в локомотивной технике РЖД. 

     На базе университета создано высокотехнологичное производство, которое будет обеспечивать постоянные объемы производства для заказчика работ холдинга «Синара-Транспортные Машины» (СТМ, входит в Группа Синара). Реализация проекта позволит привлечь до 2030 года в Самарскую область свыше 400 млн. рублей. Из этих средств свыше 70 млн. рублей будут перечислены в областной бюджет в виде налогов. При этом предприятия аэрокосмического кластера в рамках диверсификации производства будут загружены заказами по изготовлению комплектующих деталей виброопор более чем на 200 млн. рублей. 

     «Проект выгоден для Самарского региона, поскольку позволяет выйти на огромный рынок: степень износа локомотивной техники превышает 60%, и РЖД планомерно ее обновляет. Вводятся новые тепловозы, старые ремонтируются. При этом программа РЖД по выпуску новых и модернизации старых тепловозов до 2030 года потребует изготовления почти 15 000 виброопор», - рассказал заместитель главного конструктора отраслевой научно-исследовательской лаборатории вибрационной прочности и надежности авиационных изделий (ОНИЛ-1) Самарского университета Данила Давыдов. 

     Особенностью предложенного учеными университета материала МР (МР - металлический аналог резины) является его космическая основа - изначально он разрабатывался для демпфирования различных узлов на космических аппаратах. Многолетний опыт, полученный инженерами вуза в результате удачных экспериментов в космическом пространстве, нашел воплощение в наземных технологиях. 

     «Применение уникального материала металлорезины, созданного и запатентованного учеными Самарского университета, позволяет нам обеспечить предъявляемые РЖД высокие требования по надежности. Изначально материал МР был разработан для космических аппаратов, а эксплуатация в космосе подразумевает экстремальные нагрузки – это и радиация, и вакуум, и агрессивные среды, и интенсивные динамические нагрузки, высокие и низкие температуры. Проверка космосом – лучшее практическое доказательство надежности МР», - подчеркнул Данила Давыдов. 

     В 2018 году на конкурсе аванпроектов по проектированию виброопор для новых отечественных локомотивных дизелей ДМ-185 техническое предложение инженеров Самарского университета для новых дизель-генераторов оказалось более конкурентоспособным, чем у немецкого машиностроительного концерна Voith. По словам заместителя главного конструктора ОНИЛ-1 Самарского университета, при оценке предложений эксперты СТМ учитывали уникальность конструкторских решений, обеспечивающих высокие виброзащитные характеристики и надежность опор при эксплуатации в условиях сурового российского климата. 

     Новые виброопоры рассчитаны на более высокие частоты, обладают повышенными демпфирующими свойствами и более технологичны. «Наши виброопоры создаются под испытания первого опытного образца нового двигателя. Также специалисты проведут сравнительный анализ наших «старых» форсированных опор и новых, – рассказал Данила Давыдов. - Заказчик предоставил нам свои технические требования на виброопоры для двигателей ДМ-185. Проанализировав их, мы поняли, что опыт конструкторских работ и знание возможностей материала МР позволяют нам предложить более надежную, технологичную и современную конструкцию. Мы изготовим наш вариант, и тот что был запланирован по ТЗ, а потом проведем стендовые испытания и выясним, какие опоры лучше». 

     Однако выполнение проекта подразумевает исключительно финансирование работ по изготовлению опытной партии изделий и проведению их натурных испытаний, которые невозможно обеспечить без проведения изыскательских работ. Поэтому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вуза по созданию высокодемпфированных виброопор получили финансирование в рамках региональной программы «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области». Масштабный проект, в котором Самарский университет выступает головным исполнителем, позволит загрузить заказами предприятия аэрокосмического кластера региона. 

     Справка: 

     СТМ сотрудничает с Самарским университетом с 2017 года - тогда было налажено серийное производство низкочастотных (3-4 Гц) виброизолирующих опор на основе МР для дизелей прошлого поколения ДМ-21. Сейчас ОНИЛ-1 обеспечивает своими виброзащитными устройствами выпуск десяти дизель-генераторов для тепловозов в месяц. 

     Пресс-центр Самарского университета

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство экономического развития

Министерство обороны РФ

Минстрой России

Министерство здравоохранения РФ

Министерство образования и науки

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

МАКС 2019

Экспертный совет

Информподдержка