Актуально
Image description 14.02.2019

Российский инвестиционный форум

     КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ 

     Стратегия развития фармацевтической промышленности — важнейший инструмент решения задачи лекарственного обеспечения в РФ 

     «Проект стратегии «Фарма-2030», который сейчас подготовлен Минпромом, активно обсуждается экспертным сообществом. Он базируется на целеполагании и на задачах, которые указаны в утвержденной стратегии здравоохранения до 2025 года, в стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года и в стратегии развития медицинской науки. Абсолютно очевидно, что стратегические задачи мы можем решать только комплексно», — Сергей Цыб, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. 

     Господдержка отечественных фармпроизводителей дает ощутимые результаты 

     «За последнее время сделано очень много для того, чтобы лекарства стали доступными для населения. Минпромторг после закона о промышленной политике, о котором мы долго мечтали, он лет 10 лежал, через Фонд развития промышленности сделал самый важный шаг. Мы от бумажек перешли к финансированию промышленности», — Александр Петров, депутат, член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья. 

     «Благодаря программе поддержки отечественных производителей, у нас сейчас 64% отечественных лекарственных препаратов в государственном реестре и 84% — в перечне жизненно важных препаратов. И очень важно, что с 2005 по 2017 гг. в постоянных ценах мы увеличили в два раза государственные расходы на лекарственные средства», — Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству; руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением. 

     Проекты повышения доступности лекарств осуществляются и на региональном уровне 

     «С 2013 года у нас реализуется проект лекарственного страхования в Кировской области. Установлено, что правом этим пользовались около 60% федеральных и региональных льготников и 40% пациентов, не имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, но которые страдают от болезней системы кровообращения. Проект уже дал видимый эффект, смертность от болезней кровообращения в 13 районах, которые участвовали в проекте, в т.ч. в трудоспособном возрасте, снизилась на 18%», — Игорь Васильев, губернатор Кировской области. 

     Введение всеобщего лекарственного обеспечения — важнейшее условие роста продолжительности жизни и развития экономики 

     «Если ввести всеобщее лекарственное возмещение, о котором сейчас в открытую говорит Минздрав, для нозологий, которые наиболее распространены в РФ, — это сердечно-сосудистые заболевания, костно-мышечные и респираторные — для 10 заболеваний, которые сейчас не покрываются, в цифрах это даст на горизонте 10 лет снижение смертности от данных заболеваний на 10%, и ежегодно это дополнительно 0,8% ВВП», — Вадим Кукава, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» («Инфарма»). 

      «74 [года средняя продолжительность жизни – ред.]— до 2024 года, 80 — до 2030 года, так вот, мы отстаем. Если мы не введем всеобщее лекарственное возмещение, цели эти крайне сложно достижимы; с моей точки зрения — недостижимы», — Юрий Крестинский, директор центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО. 

     ПРОБЛЕМЫ 

     Недостаточное финансирование 

     «В 2017 году общие расходы на лекарственное обеспечение в амбулаторных и стационарных условиях составили 1,5 трлн рублей, из них 500 млрд заплатило государство, 1 трлн — население. Если мы сравним, сколько сегодня государство покрывает в РФ по сравнению с новыми странами Евросоюза, то это практически в три раза меньше, причем это страны, которые экономически близки к нам по уровню экономического развития», — Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству; руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением. 

     Сложности с доступностью лекарств в сельской местности 

     «Главная проблема, как мы видим, а мы немножко посоветовались в перерыве с министрами, это доступность получения нашими гражданами в сельской местности лекарственных препаратов», — Константин Баранов, Министр здравоохранения Калужской области. 

     Риск снижения уровня лекарственного обеспечения из-за выбора льготными категориями граждан выплат вместо бесплатных лекарств 

     «По нормативу затрат на одного гражданина, мы выплачиваем деньгами более 120 млрд рублей. Т.е. с межбюджетным трансфертом и передачей субвенции в субъекты это составляет где-то 45-46 млрд рублей ежегодно, а 120 млрд на руки раздаются пациентам», — Елена Максимкина, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации. 

     Нарушения прав интеллектуальной собственности 

     «Мы видим совершенно недопустимые вещи, которые касаются патентного права. Я считаю, что то, то сейчас происходят некие варианты, связанные с нарушением патентных прав, неважно — отечественного производителя или зарубежного, это недопустимо. Права интеллектуальной собственности в фармацевтике — это базовые права, которые должны охраняться на всех уровнях», — Дмитрий Морозов, генеральный директор BIOCAD. 

     РЕШЕНИЯ 

     Увеличение инвестиций в науку 

     «Без серьезной работы по увеличению инвестиций в научные изыскания мы сделать ничего не можем на площадке разработки новых лекарственных препаратов», — Владимир Чехонин, вице-президент Российской академии наук; заведующий кафедрой медицинских нанобиотехнологий медико-биологического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 

     Мониторинг эффективности затрат 

     «Важный вопрос — контроль эффективности расходования средств, вложенных в разработку новых лекарственных препаратов. Здесь должна действовать система приоритизации. На сегодняшний день не все государственные дотации расходуются так, как нужно», — Владимир Чехонин, вице-президент Российской академии наук; заведующий кафедрой медицинских нанобиотехнологий медико- биологического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 

     Развитие системы маркировки лекарств 

     «Маркировка — это ключевой этап, без которой дальнейшее движение лекарственных препаратов, каждой упаковки невозможно. Любое движение должно быть гарантировано государством именно с участием этой информационной системы и системы прослеживания», — Михаил Мурашко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). 

     Совершенствование механизмов взаимодействия производителей, государства и общества 

     «Мы выходили с предложением расширять ассортимент инструментов, который будет у производителей, это и прямые переговоры между производителем и государством, объемные соглашения и т.д. Последнее предложение, с которым мы вышли, это для отдельных случаев, для препаратов, где мы регистрируем минимальную референтную цену, мы готовы снизить цену при условии обеспечения доступности», — Оксана Монж, генеральный директор Санофи Россия. 

     «Договоры о разделении рисков действительно есть, их около 500, в некоторых странах они особенно популярны. В некоторых странах перед тем, как начать возмещать дорогие, инновационные препараты, заключается договор на 4-5 лет, и государство оценивает результат. Если есть перетрата выделенных на этот препарат средств, то компания должна возместить эту перетрату», — Ирина Панарина, генеральный директор «АстраЗенека» в России и Евразии. 

     Совершенствование регулирования 

     «Для реализации обеспечения доступности современных, инновационных препаратов нужна умная регуляторика и не менее умное правоприменение. К сожалению, мы в последнее время научились выстраивать заградительную регуляторику, барьерную регуляторику и не оперируем регуляторикой как наукой», — Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). 

     «Мы не выполним тех целей, которые поставил Президент, если будем исходить из принципа льготного лекарственного обеспечения, сейчас основного: “Стань инвалидом, а потом мы предоставим тебе лекарства”. О каких 80+ может идти речь, о каком качестве жизни. Должен быть единый принцип, дифференцированное возмещение в зависимости от заболевания, на самом раннем этапе подключение государства к льготному лекарственному обеспечению», — Юрий Жулев, президент Общероссийской благотворительной общественной организации инвалидов «Всероссийское общество гемофилии». 

     Информационный центр Российского инвестиционного форума

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство экономического развития

Министерство обороны РФ

Минстрой России

Министерство здравоохранения РФ

Министерство образования и науки

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

Экспертный совет

Информподдержка