Актуально
Image description 16.06.2017

ЕЭК может расширить полномочия по соблюдению антимонопольного законодательства в странах ЕАЭС

Новая редакция Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) может включить в себя новые компетенции, расширяющие инструментарий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в части антимонопольного регулирования. В первую очередь речь идет о возможности применять меры предупредительного характера. Об этом заявила начальник отдела правоприменительной практики и подготовки материалов к рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции  Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Елена Кузнецова в ходе дискуссии на конференции «Единые Евразийские рынки – практические последствия для бизнеса», организованной РБК.  
Договор о Союзе определяет компетенцию ЕЭК и наделяет Комиссию полномочиями по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС общих правил конкуренции на трансграничных рынках. В настоящее время практика применения заложенных в Договоре норм только начинает развиваться.
Рассмотрение нарушений правил конкуренции на трансграничных рынках – трехэтапная процедура, предусматривающая рассмотрение заявления, проведение расследования и рассмотрение дела. Общий срок прохождения всех этапов может составить до 240 рабочих дней с учетом сложности дела. При необходимости провести дополнительные действия, связанные с оценкой представленных доказательств, длительность работы специалистов Комиссии может увеличиться. По окончании рассмотрения дела Коллегия ЕЭК принимает соответствующее решение. В случае, если будет установлено нарушение правил конкуренции, оно будет содержать размеры штрафов и меры по пресечению и устранению последствий нарушения. При установлении Коллегией ЕЭК вопросов, требующих дополнительной проработки, рассмотрение дела возобновляется, и оно рассматривается в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
В то же время в практике антимонопольных органов некоторых стран ЕАЭС в настоящее время используется возможность применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами требований в установленной сфере деятельности. Как отметил заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Адель Калиев, «подобные практики «мягкого права» способствуют большей гибкости, в том числе позволяя избегать наложения штрафов по отношению к компаниям со стороны антимонопольных органов. Это позволяет формировать благоприятный бизнес-климат и конструктивное взаимодействие бизнеса и власти, направленное на выполнение всех законодательных требований по обеспечению справедливой конкуренции. Итогом политики «мягкого права» должен стать рост экономической устойчивости предприятий и экономик стран Союза в целом».
Таким образом, с учетом лучших практик стран Союза Комиссия ведет работу над совершенствованием редакции Договора о ЕАЭС и ряда нормативно-правовых актов, включая и дополнения к части, которая касается антимонопольного права Союза.


СПРАВКА "Региональной России":
Евразийская экономическая комиссия, постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, начала работу 2 февраля 2012 года.  В ЕЭК входят представители Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и России. Решения Комиссии обязательны для исполнения в странах Союза. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии – Тигран Саркисян.
Договор о создании Евразийского экономического союза подписан 29 мая 2014 года, вступил в силу 1 января 2015 года. В Союзе обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Цель Союза – обеспечение условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик.
Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов.
Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.
Совет Евразийской экономической комиссии – орган, в состав которого входят вице-премьеры государств-членов.
В соответствии с ежегодной ротацией в 2017 году в органах Союза председательствует Кыргызстан. Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев является председателем Высшего Евразийского экономического совета.

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство экономического развития

Министерство обороны РФ

Минстрой России

Министерство здравоохранения РФ

Министерство образования и науки

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

МАКС 2019

Экспертный совет

Информподдержка