Актуально
Image description 27.06.2017

К взаимопониманию в вопросах ГОЗа

Председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области, генеральный директор АО «АПЗ» Олег Лавричев выступил с докладом на прошедшем в Москве заседании Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-техническому сотрудничеству при Совете Федерации Федерального Собрания России (СФ).

Среди участников ставшего традиционным заседания были представители федеральных Министерств обороны, промышленности и торговли, экономического развития, финансов, антимонопольной службы, Центрального банка РФ, госкорпораций, предприятий ОПК, научных и общественных организаций.
«Приоритетные направления развития ОПК РФ – нормативно-правовое регулирование» – тема для оборонщиков в современных условиях важная и актуальная.

– Заканчивается работа по формированию Госпрограммы вооружения (ГПВ) на 2018-2025 годы, которая утвердит качественные и количественные параметры вооружения и военной техники. Это предъявляет и требования к предприятиям ОПК – способны ли они, с сегодняшними технологическими укладами, выполнить те задачи, которые будут поставлены Президентом РФ, – отметил председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.

Новая ГПВ, которую Президент утвердит в конце текущего года, уже прошла многократное предварительное изучение и обсуждение на многих площадках, и сейчас можно сделать определенные прогнозы. Как отметил заместитель председателя Совета, заместитель председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, ОПК будет существенно и серьезно загружен задачами разработки, создания и поставки новых вооружений и военной техники до 2025 года.

Но в то же время была обозначена и предстоящая диверсификация производства. По инициативе зампредседателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина принято решение о создании отдельной госпрограммы развития гражданского производства. В послании ФС Президент определил конкретные контрольные цифры: ОПК в структуре объема выпуска товарной продукции к 2020 году должен выйти по производству гражданской продукции на 17%, к 2025-му – на 30%, 2030-му – на 50%.
Заместитель начальника Главного управления вооружения Министерства обороны РФ Борис Наконечный проинформировал об основных вопросах взаимодействия госзаказчика с предприятиями-исполнителями ГОЗа в текущей ситуации и в перспективе. Доля современных образцов техники в Вооруженных силах РФ должна составить не менее 70%. Сегодня ГПВ формирует запрос к ОПК не просто на наукоемкую оборонную продукцию, но и на продукцию, в которой реализованы новейшие достижения науки и техники, с качественно новыми свойствами.
Также Борис Михайлович отметил важность госрегулирования ценообразования в сфере ОПК. Над этим вопросом уже два года работает ФАС – подготовлен документ, объединяющий и систематизирующий действующие сейчас акты правительства в этой сфере.
– Суть документа состоит в том, чтобы создать механизмы мотивации снижения затрат для предприятий ОПК. При этом гарантировать сохранение всей достигнутой экономии в ходе модернизационных процессов предприятиям промышленности, – отметил заместитель руководителя ФАС Максим Овчинников.
Но для большинства предприятий ОПК по-прежнему остро стоит вопрос эффективной работы в условиях действующего ФЗ-275. Трудности, с которыми сталкиваются исполнители ГОЗа, выявили специалисты Научно-исследовательского института судостроительной промышленности «Центр» в ходе опроса 700 предприятий. Среди проблем – невозможность получения прибыли при поэтапном выполнении заказа, возмещения компенсации расходов собственных средств, направленных на формирование запасов продукции, сырья и материалов, длительные сроки согласования условий оформления контрактов.
Продолжил эту тему председатель комитета по экономике и промышленности ЗС НО, генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Олег Лавричев. От лица производственников Нижегородского региона он озвучил те трудности, которые создает ФЗ-275 хозяйствующим субъектам.
– Действующая редакция закона исключает возможность обслуживания текущих кредитных портфелей, возврат с отдельного счета сумм займов, кредитов и процентов, полученных в неуполномоченных банках, в том числе привлеченных до сентября 2015 года, на создание производственных мощностей и страховых запасов для выполнения ГПВ. Мы предлагаем закрепить в законе такую возможность по возврату кредитов, привлеченных с целью выполнения гособоронзаказа, – отметил Олег Вениаминович. – Необходимо, на наш взгляд, дополнить закон нормой, позволяющей не только головникам, но и исполнителям, скажем до 3-го уровня кооперации, закрывать поэтапно госконтракт, получая при этом причитающуюся часть прибыли, не дожидаясь закрытия всего госконтракта.
Также среди озвученных предложений – разрешить предприятиям возмещение с отдельного счета командировочных расходов, затрат на выплаты стимулирующего характера и изменения в методологии учета затрат по ГОЗу, связанных со специспытаниями.
– Сейчас эти затраты учитываются только на уровне цеховой себестоимости. При этом существующая методика не учитывает затраты на последующее их длительное хранение и утилизацию. Образцы изделий, прошедших периодические испытания, накапливаются на предприятиях, которые несут издержки. Предлагаем разработчикам новой методики обязательно учесть эти вопросы и затраты на проведение специспытаний по полной себестоимости изделий, а также затраты на их хранение в арбитражных помещениях и последующую утилизацию, – подчеркнул Олег Вениаминович.
Работа по совершенствованию ФЗ-275 в Нижегородской области ведется давно и системно – все предложения нижегородцев основаны на практическом опыте.
– Многие вопросы, с которыми обращаются промышленники, услышаны, проработаны и поддержаны. Это вопросы ценообразования, финансирования и авансирования ГОЗа, возможности оптимизировать некоторые механизмы для обеспечения своевременного выполнения ГОЗа. На этой площадке формируется как раз та консолидированная позиция, которая создаст нормальные условия работы хозяйствующих субъектов, выполняющих ГОЗ, – отметил Олег Лавричев.
Сложности при работе с ФЗ «О ГОЗе» испытывают не только предприятия, но и уполномоченные банки. Елена Третьюхина, начальник Управления валютного контроля и банковского сопровождения ПАО «Банк ВТБ», рассказала о противоречиях существующих законодательных актов и о возникающих в связи с этим операционных трудностях для банков и предприятий ОПК.
По итогам заседания направлены рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Центрального банка, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты РФ, госкорпораций и интегрированных структур ОПК, направленные на дальнейшее развитие отрасли.

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство экономического развития

Министерство обороны РФ

Минстрой России

Министерство здравоохранения РФ

Министерство образования и науки

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

МАКС 2019

Экспертный совет

Информподдержка