Актуально
Госзаказ-2012 16.02.2012

Госзаказ-2012

По подсчетам Минэкономразвития общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий составляет в этом году около 13 триллионов рублей. Об этом сообщила вчера глава министерства Эльвира Набиуллина на открытии восьмого Всероссийского форума-выставки «Госзаказ 2012».

Сейчас меняются основные факторы экономического роста, так что рассчитывать на внешний спрос проблематично, считает Набиуллина. Но есть внутренний спрос, который и нужно стимулировать, а госсектор, по ее оценке, составляет примерно 20 процентов его объема.

Минэкономразвития подготовило законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). Два дня назад министерство обнародовало обновленный вариант этого документа. До конца апреля он должен быть обсужден всеми заинтересованными сторонами, а в мае вновь внесен на рассмотрение в правительство.

Предусматривается три этапа жизненного цикла госзакупки. Первый –  прогнозирование и планирование. Уже сейчас с помощью поправок в действующий закон о госзакупках (94-ФЗ) вводятся трехлетние закупочные планы. И 1 апреля заказчики должны их опубликовать.

Второй этап – непосредственное размещение заказа. В этом вопросе принципиальная позиция минэкономики не изменилась, подчеркнула Набиуллина. Заказчик должен получить достаточно широкий набор процедур и способов размещения заказа, при этом его ответственность должна быть усилена. Министерство по-прежнему настаивает и на том, что типовая продукция должна закупаться на открытом электронном аукционе. Для высокосложной продукции предусматривается конкурс с предварительным квалификационным отбором. Госзаказы, связанные с наукой и творчеством, должны вообще проходить двухэтапный конкурс. Кроме того, законопроект предполагает управление рисками. «Экономия – важный фактор, но необходимо и надлежащее выполнение заказа», – считает министр. Она напомнила, что с апреля начинает действовать норма (еще одна поправка, недавно внесенная в 94-ФЗ) – обоснование начальной цены контракта. Но минэкономразвития предлагает пойти дальше и ввести антидемпинговую границу. В новой редакции есть требование: если на торгах начальная цена снижается более чем на 25 процентов, то исполнитель обязан ее обосновать.

Третий этап, или составная часть ФКС, – контроль и аудит исполненных контрактов. Сейчас контроль есть только за процедурами размещения заказа, а обязательного аудита нет вообще. По словам Эльвиры Набиуллиной, аудит – самый сложный этап ФКС. В министерстве пока еще нет четкого понимания, как это должно работать, поэтому они рассчитывают на помощь Счетной палаты и других экспертов.

Возникает довольно странная ситуация: законопроект о ФКС уже есть и аудит в нем – составная часть, но при этом пока неясно, как это будет работать. В законопроекте лишь утверждается принципиальная норма о необходимости обязательного аудита госзакупок, а подробности, как говорится, письмом, то есть в отсылочных нормах. Кстати, когда законопроект о ФКС обсуждался в Совете Федерации, его концепция была поддержана, сообщила зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова, но участники обсуждения обратили внимание, что в нем много отсылочных норм. По мнению сенаторов, в законе вообще не должно быть отсылочных норм.

В этот же день, выступая на коллегии антимонопольной службы, Игорь Артемьев заявил, что ФАС все-таки надеется снять все разногласия по ФКС, которые возникли у ведомства с минэкономразвития и до июля внести в правительство единый законопроект. «Наши позиции за последнее время сильно сблизились»,  – констатировал Артемьев. По его словам, тот вариант законопроекта, который минэкономразвития опубликовало недавно на своем сайте, существенно отличается от предыдущего, и к нему у ФАС гораздо меньше претензий. Хотя некоторые разногласия по-прежнему остаются. Напомним, несколько дней назад на «Деловом завтраке» в «РГ» Артемьев заявил, что ФАС подготовила собственный законопроект о ФКС. Он тоже есть на официальном сайте ведомства.

На прошлой неделе, в преддверии форума «Госзаказ-2012»состоялась неформальная встреча руководителя антимонопольной службы и замминистра экономического развития Михаила Осеевского, который курирует разработку закона о ФКС. Однако ощутимых результатов она так и не принесла.

Минэкономики предлагает дать заказчику больше способов размещения заказа и больше полномочий по отбору поставщиков. ФАС же настаивает, что основной объем госзаказа (прежде всего, типовые контракты) должен разыгрываться на электронных аукционах. Кроме того, ведомство полагает, что, если уж увеличивать число вариантов размещения госзаказа, необходимо составить для каждого такого варианта перечень товаров и услуг, которые должны закупаться только в рамках этой процедуры.
В РВ в последние годы формируется особая сфера экономики – торгово-закупочная деятельность. Бюджет «индустрии» госзакупок сопоставим с совокупными расходами правительства и общим инвестиционным бюджетом госкорпораций и монополий. А суммы хищений достигают триллиона рублей в год.

Свой вклад в создание рынка, прозрачного и свободного от коррупции, готова внести учрежденная в начале 2012 года Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ). Правда, критики системы госзакупок видят в создании новых ассоциаций попытку приручить независимых контролеров.

О масштабах работы нового общественного объединения свидетельствует статистика, на которую сослался главред журнала «Эксперт» Валерий Фадеев – ежегодный объем закупок в России составляет около 20 трлн. руб., из которых примерно по 7 трлн. руб. тратят государственные и муниципальные органы власти, остальное – частные компании. И этот огромный рынок пока регулируется очень слабо.

Замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский подтвердил заинтересованность профильного министерства в объединении участников и организаторов госзакупок. «Госорганы нуждаются в профессиональном партнере, который бы представлял интересы бизнеса. Появление любой саморегулирующейся организации – это хорошо», – подчеркнул чиновник. У него нет сомнений, что НАИЗ будет востребована, ведь в ближайшие несколько лет произойдет бурная консолидация лучших профессионалов и практик в сфере госзакупок, предстоит совершенствовать законодательство.

О том, что частный бизнес, участвующий в системе госзаказа и госзакупок, способен влиять на решения властей вплоть до их отмены, говорил аудитор Счетной палаты Александр Пискунов. Правда, пример он взял не из российской, а из американской действительности. Однажды компании США, работающие с Пентагоном, поставили под сомнение эффективность госзаказа для военно-морских сил. И американский Конгресс приостановил выполнение этого заказа. Когда нечто подобное станет возможно в России, Пискунов сказать затруднился.

У президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергея Катырина свое понимание целей и задач НАИЗ. Госзакупки он назвал «инструментом экономической политики государства». Причем одним из самых действенных. Пообещал сформировать в ТПП специальный комитет, который будет заниматься этим направлением, взаимодействуя с НАИЗ. К приоритетам будущего сотрудничества Катырин отнес, в частности, совершенствование нормативной правовой базы госзакупок. По его словам, закон о федеральной контрактной системе отнюдь не совершенен. В нем много отсылочных норм, отданных на откуп чиновникам, которые не раз доказывали способность извратить и сделать неработающим даже самый правильный документ. Так вот НАИЗ в содружестве с ТПП могли бы проконтролировать, чтобы этого не случилось.

Впрочем, как показывает практика, для общественного контроля госзакупок вовсе не обязательно создавать новые ассоциации, комитеты и объединения. При желании эффективный контроль может организовать любой гражданин – и пример блогера и юриста Алексея Навального является тому доказательством. Однако недобросовестным чиновникам не слишком комфортно быть под прицелом неопределенного числа общественных контролеров, каждый из которых может поставить их сделки под сомнение. Неслучайно в законопроектах о новой Федеральной контрактной системе прослеживалось стремление чиновников ограничить возможность независимого контроля госзакупок в пользу неких профессиональных объединений, с которыми проще договориться о нужном направлении контроля.

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство обороны РФ

Министерство здравоохранения РФ

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

8 Санкт-Петербургский международный культурный форум

Министерство образования и науки

Министерство экономического развития

Экспертный совет

Информподдержка